Знаете как я вижу ребенка с аутизмом, нарушениями коммуникации, с задержкой развития?
Как высоченный частокол. Забор до неба.
Бывает, открываю одну калитку, а там новый тупик. Или тропинка- обманка. Иду по ней вглубь, а попадаю совсем в другое место. Потому, что главная проблема наших детей, это не интеллект. Это нарушение связей.
И мозг их выстроил целую оборонительную систему с зубастыми крокодилами во рву (крики, протесты), пушками (укусы, кидание предметов) и бронированными воротами (взгляд в никуда и отсутствие реакции)
Но я знаю одну тайную тропку в обход. Арт-терапия.
Этот вид общения мозг почти не контролирует. А значит не может перекрыть. Ребенок может по ней выйти ко мне. А я знаю, что ему в этот момент дать.
Когда – то на сеанс пришла мама. Сын отказывался ходить на занятия.
Каждое утро он кричал, плакал, бросал зубную щетку, падал на землю по дороге в центр. В остальное время ребенок также стал проявлять тревогу. Появился энурез. Ночью метался в постели.
Мама пришла с запросом бросить занятия в том центре или "переломать" сына.
Главная беда была в том, что мой маленький пациент не вербальный.
Спросить я ничего не могла.
Поэтому выбор однозначный. Арт – терапия.
На первом же сеансе мальчик нарисовал себя тусклым и маленьким. С огромными ушами. А рядом огромное существо с яркими кругами глаз и резко заштрихованным ртом.
Я попросила маму поговорить с педагогами сына. Чтоб они говорили тихо и медленно.
А еще, чтоб не подходили близко, или приседали возле него. Главное, что б не нависали.
И мама смогла найти правильные слова.
Она написала мне уже через несколько месяцев. 25 мая.
Это был последний звонок в их центре.
Мама прислала фото сына за руку с преподавателем. Он сжимал ее ладонь двумя руками. Мама сказала, что сын сказал первое слово. – "Маия". Мария Сергеевна, так звали его учителя.
А еще она показала его рисунок. Подарок своей "Маие". На нем они стояли рядом. Одного роста. Она в розовом платье, а он с огромным, как посох, карандашом. И улыбались)
Тогда я смогла услышать этого малыша. Моими ушами были глаза, а его ртом карандаш. Я знаю, что дальше, та тонкая тропиночка, по которой он вышел ко мне станет широкой трассой. По ней он впустит к себе маму, друзей, а потом и остальных людей.
Если ваш ребенок тревожный, замкнутый, вы не можете "достучаться" до него, если есть проблемы с развитием или коммуникацией, не отчаивайтесь .
Я услышу вашего ребенка без слов.